Как следует упражняться

Какую часть дня посвящать упражнениям?
Ответ на этот вопрос зависит от самого ученика, - от его досуга и его наклонностей. Иные находят раннее утро лучшим и наиболее удобным временем, другие же предпочитают заниматься днем и, наконец, третьи находят, что чувствуют себя лучше и имеют больше досуга вечером. По этому я и не устанавливаю строго определенного времени. Золотое правило заключается в выборе той части дня, которая наиболее вам удобна, всегда впрочем, избегая упражняться немедленно после еды. По возможности не приступайте к упражнениям раньше как через два часа после еды. Кроме того, не делайте упражнения перед самым сном, если вы находите, что это возбуждает в вас безсонницу. Многие из моих учеников находят, что они спят гораздо лучше после упражнений, но на иных они имеют обратное действие.

Но если все часы одинаково удобны для ученика, то самое лучшее время для тренировки по моей системе – раннее утро. Раздетый по пояс, в уединении своей комнаты, ученик найдет, что можно проделать всю группу упражнений в промежутке от 20 до 30 минут.

Желательно упражняться перед зеркалом. Таким образом, можно следить за движениями разных мускулов, а видеть их работу и наблюдать их постоянное равномерное развитие уже само по себе представляет и помощь и удовольствие.

Если ученик, сколько ни будь слаб на ногах, то он может проделывать упражнения, слегка сгибая колени. Или же он может сгибать их один день, а на другой стоять уже прямо. Если возможно, то конечно лучше стоять прямо и во всяком случае он должен быть в состоянии так делать раньше окончания курса.

То, что я желал бы внушить ученикам со слабым здоровьем, это – желательно постепенность в успехе. Многие, прежде чем начать мою систему физической тренировки были настолько слабы, что доктора мало надеялись на спасение их жизни. Теперь, однако, они принадлежат к числу самых сильных. Они развивали себя постепенно, остерегаясь предпринимать слишком много и таким образом приноравливая упражнения к своим личным требованиям. Следует заметить также, что и старикам, не менее чем молодым, моя система может быть очень полезна, хотя лицам старше пятидесяти лет, следует в видах умеренности придерживаться таблиц для учеников возраста от пятнадцати до семнадцати лет. Мои упражнения могут принести значительную пользу также и лицам страдающим тучностью.

Ученики не должны унывать, если после первых дней тренировки они почувствуют усталость. Иногда случается, что молодой человек или женщина, или быть может человек средних лет, приступает к курсу тренировок с величайшим энтузиазмом. После двух или трех дней энтузиазм охладевает. Затем наступает период усталости, и ученик начинает думать, что не стоит ему продолжать упражнения. Таким ученика я сказал бы весьма убедительно: «не уступайте кажущимся трудностям; если желаете успеха, то идите вперед; никогда не отступайте». Эта усталость к тому же становится чувством очень приятным. Она скоро вам понравится; лично я могу сказать, что она принадлежит к числу самых приятных ощущений, какие я, когда-либо испытывал.

Сколько нужно времени, чтобы сделаться сильными?
Ответ опять-таки зависит от них самих, - не только от их физического сложения, но и от степени участия их воли в упражнениях. Мускулы развиваются мозгом, который может сделать столько же и даже больше чем гантели. Например, когда вы сидите за чтением, упражняйтесь в сокращении своих мускулов. Делайте это всякий раз как вы сидите без дела и сокращая их каждый раз все сильнее и сильнее, вы найдете, что это подействует также как и употребление гантелей, или другое более энергичное упражнение.

Для начинающего самая трудная сторона моей системы состоит в том, чтобы так сильно сосредоточить мысль на своих мускулах, что приобретается над ними абсолютный контроль. Ученик найдет, однако, что этот контроль мало помалу у него явится. Мозг посылает приказ мускулам, нервы его принимают и передают его последним. Относительно волевой силы употребляемой при этом, следует помнить, что между тем как результат поднимания тяжести состоит в сокращении мускулов, тот же результат получается простым сокращением мускулов, без поднятия тяжести.

Читатель заметит, что в моих упражнениях я настаиваю на чередовании движений. Таким путем одна рука или, смотря по упражнению, одна группа мускулов, на мгновение отдыхает, пока движется другая. Таким образом, также получается более свободное кровообращение, чем при одновременном использовании движений.

Хорошо ли, если ученик потеет после упражнений?
На это я скажу, что это зависит от организма ученика. Если вы потеете, то это вам приносит пользу, если же нет, то это показывает, что ваш организм и так в порядке. Само собою, разумеется, что мой ответ на этот вопрос, как и на другие, касается обыкновенных личностей. Исключения же всегда найдутся.

В чем заключается общая польза системы физического развития?
Польза ее, конечно, не ограничивается видимым мускульным развитием. В ней участвуют и внутренние органы. Печень и почки сохраняются в порядке, сердце и нервы укрепляются, мозг и энергия подтягиваются. Словом, тело, как ребенок, нуждается в воспитании и такое воспитание можно дать лишь рядом упражнений. С помощью системы развивается все тело, и ученики, последовавшие моей системе подтверждают, что не только мускульная сила увеличилась, но и что общее состояние их здоровья удовлетворительно. Словом они чувствуют себя столь же крепкими, как и выглядят.

Оглавление:
Сила и как ее приобрести
Секрет холодной ванны
Таблицы упражнений по возрастам (I - II)
Таблицы упражнений по возрастам (III, IV и V)
Таблицы упражнений по возрастам (VI и VII)