Ромб и его значение на одежде славян

Ромб, как и ярга, относится к древнейшим знакам человеческой культуры, известен со времен палеолита. Имеет много значений, например - обозначает круг Лета, землю, плодородие, женское начало; священное изображение женщины, как знак плодовитости, продолжение жизни. В книге П.И. Кутенкова «Ярга-свастика – знак руской народной культуры» дается значение ромба в системе женских сряд. Ромб в зависимости от его расположения в узоре, выступает знаком места пребывания Души.

Ромб на одежде славян


В продолжение детородного времени женщина носила рубахи, в узорах которых на значимых местах размещались ромбы с продленными сторонами.

С момента окончания детородного времени и до своей старости женщина последовательно носила 4 подтипа сряд, на основных одеждах которых – рубахах и запонках, через изменения ромба показана неумолимость перехода человека из этого мира на тот свет. Этот временной период подготовки к уходу в иной мир длился до нескольких десятков лет. Ход времени отражался посредством изменения узорирования косых поликов туникообразных рубах, а также на запонах. (Косым поликом в женской рубахе называлась трапециевидная вставка в стан, спереди и сзади смотревшаяся как треугольная вставка – косой палик).

В первом подтипе последетородной рубахи швы полика украшены кумачовой лентой и вышивкой из ромбов с продленными сторонами, называемыми – ряпьём. На рубахах второго подтипа, надеваемой через 6-8 лет, швы узорированы только ряпьём. Еще через несколько лет надевается третий подтип, на швах поликов которого носится узор из полуромбов, вышитый только одним черным цветом, называемый - в полряпья одним чёрным. И старухи в 75-80 лет надевают четвёртый подтип сряды, все одежды которого белого цвета, а на швах поликов рубах отсутствуют какие-либо знаки.

В приведенном порядке ношения одежд отчётливо и однозначно народная исконь посредством изменения ромба выразила мысль о временности человеческого тела и пребывания в нём души. Через систему знаков отражено последовательное, постепенное приближение человека к смерти – уход в мир предков. Ромб с определенными сторонами в одеждах данного типа, состоящего из четырех подтипов, выступает знаком «дома» души, символом её земного бытия. Заканчивается земная жизнь – исчезает ромб.

Традиция не знает жёстких временных рамок ношения того или иного подтипа сряд. Каждая пожилая баба сама определяет временные рамки ношения того или иного подтипа одежд в последетородное время. Одновременно с изменением знакового образа рубах и запонов идёт изменение знаково-символического ряда в понёвном солнечном календаре жизни. Течение последетородного времени ведёт к уменьшению числа квадратов на одном полотне поневы от восьми до шести. Изменение числа квадратов в понёвном календаре жизни показывало уменьшение возможностей женщины по продолжению рода, приближение её к переходу в мир иной.

Установленная последовательность изменения ромба позволяет толковать его как знак земной жизни и дома души. Удивительно, но человек сам определяет время жизни в этом мире, отражая срок окончании своего пребывания на Земле посредством знакового образа одежд.

Ромб на сряде печального времени


В этом типе сряд в продолжение трёх лет также носятся 4 подтипа сряд, белых кручинных одежд.

Первые 40 дней кручины надевают только белые одежды. На поликах рубахи отсутствуют какие-либо знаки. Через 40 дней, после проводов души, надевается второй подтип белых кручинных одежд. На швах поликов рубахи появляется полуряпей (полуромб) с продленными сторонами, вышитый только чёрным цветом (традиция знает и другие цвета – синий). Этот подтип носится около года, после чего сменяется третьим подтипом, где швы косых поликов вышиты в полряпья чёрным с красным, т.е. чередование чёрных и красных полуромбов. В третий год печали близкие родичи надевают сряду, в которой швы поликов рубахи, а также запястья рукавов и подол запона вышиты ромбом с продлёнными сторонами – ряпьём. На третью годовщину после проведения последних частных поминок кручинная одежда сменяется на детородную, праздничную. Закончена печаль – забота, «гребта» о душе, ушедшей в «мир» родителей, к Богу. В солнечном поневном календаре жизни в таком случае увеличивается количество квадратов-глаз с шести до восьми.

В таком последовательном изменении узора – постепенном появлении ромба с продленными сторонами – выражена идея, основанная на древних знаниях - оказание помощи родичами, душе умершего в обустройстве на том свете, рождения-возрождения её в ином мире. Это понимание находит созвучие в живом руском языке. В нём слова «печаль и кручина» понимаются как – заботиться усердно, ревностно заступаться, покровительствовать, печься, брать на попечение и т.д. (Даль В.И.).

Исходя из народного мировоззрения, можно предположить, что с каждым месяцем дух становится «взрослее» и всё меньше ему надо энергетической помощи со стороны душ родичей, оставшихся на земле. Окончание кручины означает, что дух обрел свой «дом» в ином мире.

Во время ношения 4-х подтипов сряд последетородных и 4-х подтипов сряд печальных - ромб с продленными сторонами выступает знаком, обозначающим место пребывания души. В одном случае таким местом является человек, «этот свет», в другом – «мир иной», тот свет. Оба места пребывания души в народном мировоззрении относятся к божьему творению, миру, божьему дому. Квадрат и ромб с продленными сторонами знаменуют божественное течение жизни, т.е. течение жизни по законам Бога, осененное особым священным знаком.

Руская народная культура
Символы-обереги славян