FR

Как уничтожали руский народный пляс в СССР

В начале 1930-х годов в прессе с подачи советского руководства была инициирована широкая дискуссия о том, нужно ли советскому народу старое крестьянское искусство. Под лозунгом «воспитания трудящихся масс» происходило уничтожение руской народной бытовой обрядности, традиционного народного творчества.

Солдаты пляшут (РИ, 1913 и СССР, 1955 г.)

23 апреля 1932 года было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Теперь право работать с «народными исполнителями» было только у «квалифицированных специалистов», в качестве которых стали считать людей, получивших образование в академической балетной школе как артисты балета; они не изучали народный пляс, считали его «не современным».

В 1935 году на Международном фестивале народного танца в Лондоне, советские танцоры рассказывали:

«Руководители натаскивают учеников, преподнося им вместо руской пляски какую-то чудовищную окрошку из самых необыкновенных движений и па. Основа подлинной руской пляски отошла на второй и третий план, уступив место пресловутой „чечётке“, дешёвому трюкачеству или сусально-балетному стилю „рус“… Мы подлинную стихию народного танца подменяем оскорбительной фальшью, насыщаем балетным сахарином». [Богданов Г.Ф. …]

На государственном уровне начали создаваться профессиональные образцово-показательные коллективы «народного» танца под руководством «квалифицированных балетмейстеров». Начинает функционировать единая, широко разветвлённая сеть «научно-методического руководства самодеятельностью». В стране складывалась парадоксальная ситуация. То, что в средствах массовой информации называлось «народным творчеством» (танцевальная самодеятельность), не было таковым. Самодеятельность либо копировала постановки профессиональных ансамблей, либо черпала из них материал для собственных выступлений. Профессиональные же коллективы в своём творчестве опирались на репертуар танцевальной самодеятельности, считая его «творчеством народа».

И по сегодняшний день в России ощущается острый недостаток хореографов, владеющих знаниями в области народной культуры, в частности, танцевального фольклора. «Их, попросту говоря, не готовит ни одно учебное заведение Российской Федерации. Более того, такой профессии, как хореограф-фольклорист нет даже в классификаторе профессий, утверждённых на государственном уровне». [* Богданов Г.Ф. Сказ о русском традиционном хореографическом фольклоре.]
* Источник: Википедия: Русский народный танец, 4. «Кулацкое искусство» в СССР.

Так в СССР руская народная пляска превратилась в «народный балет». Сохранить традиционный пляс внутри народа на должном уровне оказалось сложно — во Второй мировой войне плясунов повыбило. После распада СССР, этнографическим экспедициям стала очевидна другая проблема – остались лишь пожилые плясуны, они уже физически не могли исполнить сложные элементы мужского пляса. Тем не менее, всё возвращается на круги своя, руский народный пляс начинает восстанавливаться.