Главная » Пляс » Руский мужской пляс – хлопушки

Руский мужской пляс – хлопушки

Ритм хлопушек: 0, 1, 2, 3, 4
Ритм означает, сколько хлопушек совершается за один плясовой шаг (полтакта в музыке): 0 – нет хлопушки, 1 — один удар, 2 – два удара, 3 – три удара, 4 — четыре удара за один шаг.

Самая простая хлопушка – хлопок в ладоши. По вертикали 3 уровня хлопушек: верх, середина, низ. По горизонтали 8 направлений: вперёд-назад, влево-вправо, диагонали.

Три ипостаси рук во время хлопушек: рычаг, тяга (толкатель), плеть. Это важно, это один из существенных факторов многообразия. И эти ипостаси на ногах тоже, для шагов и проходов.
* Рычаг (рубящий удар) может быть прихлопывающий или скользящий.
* Тяга (толкатель), воздействие идёт вдоль руки, это как обычный удар, втыкание.
* Плеть, т.е. рука не работает жёстким рычагом, она как плётка, волнообразное движение.

Важно.
* Не прижимать руки к себе, хлопки в ладоши выполняют на вытянутых полусогнутых руках.
* Не жалейте себя, хлопушками надо бить, а не гладить.
* Хлопушки обязательно должны быть привязаны к ногам, т.е. сначала освойте хотя бы простой шаг до автоматизма, затем к нему добавляйте хлопушки.

Удары могут комбинироваться в различных сочетаниях, поочерёдно или двумя руками одновременно. Допустим, возьмём 4 точки: 2 — плечи, 2 — ноги. Можно одновременно выполнять хлопушки левой рукой по левым двум точкам, правой рукой — по правым. Можно поочерёдно: левой – левое плечо, правой — правое плечо, левой – левое бедро, правой – правое бедро. Можно крест-накрест. Можно двумя руками в каждую точку поочерёдно, к примеру: двойка в правое плечо, двойка в левое, двойка в левое бедро, двойка в правое. Можно в одну точку 4 хлопушки выполнить. Комбинировать: по одной точке тройка, затем по другой точке единица. И это только на четырёх точках возможные варианты – 256 (4 в четвёртой степени комбинаций) за один шаг. То есть, вариантов множество, в простом плясе каждый из ударов бьют просто по настроению, как душа пожелает, либо куда вынуждает ситуация.

Руский мужской пляс или казачий пляс – исполняют в стойке смирно. Все эти качанья, кривлянья, на мой взгляд, это пляски низшей касты, они пришли из потешников, а не из крестьян, бойцов и ремесленников.


* Урок 17.19. Пляска. Хлопушки 2. Механический аспект.