Место для практики (жилище йога)

«Практикующие хатха-йогу должны жить одиноко в уединённом жилище и выполнять упражнения в месте, имеющем в длину размер лука (1,5 метра), лишённом опасностей, связанных с камнепадами, огнём или водой. Место должно быть расположено в хорошо управляемом и добродетельном королевстве (стране, городе), где легко получить хорошую милостыню».
* Хатха-йога прадипика, I:12.

Здесь йог Сватмарама даёт контуры идеальной ситуации для садханы хатха-йоги и того, как садхака (практикующий) должен обустроить своё жилище. Однако, мы должны помнить, что вся структура общества и образ жизни существенно изменились. Соотнося рекомендации Сватмарамы с нынешними днями, следует отметить, что наиболее важным фактором является окружающая обстановка.

Место для практики

Уединение. Давайте будем практичными и предположим, что человек, который планирует предпринять интенсивную садхану, должен проживать в месте, которое расположено на удобном с точки зрения проезда расстоянии от шума и загрязнений промышленности, и от суеты переполненных городов. Атмосфера должна быть спокойной, мирной и чистой, лишённой опасностей камнепадов, наводнений, землетрясений, оползней, лесных пожаров. Геологические и климатические условия должны быть благоприятными для здоровья и садханы, а почва должна быть пригодной для выращивания урожая.

Окружающая среда играет решающую роль в своём влиянии на результаты садханы. Если садхана осуществляется в возмущающей атмосфере и посреди отрицательных вибраций, то слишком много энергии рассеивается просто в попытках воспрепятствовать отрицательным воздействиям. Тело и ум весьма чувствительны к отрицательным воздействиям — гораздо легче подпасть под их влияние, чем преодолеть их. Положительное же окружение само по себе заряжает человека энергией, вдохновением и желанием прилагать усилия в поисках духовного просветления. Находясь среди людей, которые руководствуются в основном амбициями, и которые, стремясь к богатству и власти, будут толкать вас вниз при каждой удобной возможности, трудно будет держать голову над водой, не говоря уж о каком-либо существенном прогрессе в садхане. Таким образом, для садхаки важно найти спокойное и чистое место вдали от материалистических и загрязнённых городов.

Маленькое помещение. Место для практики размером в полтора метра, где нет посторонних предметов, о которые можно удариться. Для накопления духовных вибраций практикующий должен заниматься в одном и том же месте каждый день. Йогами выработано много рекомендаций для практикующих; все они являются лишь продуктом здравого смысла и логических рассуждений, а не правилами, которым обязательно следует подчиняться.

Милостыня. В традиции древней Индии жизнь человека была разделена на четыре различные стадии, которые назывались ашрамами. Первая ашрама относилась к периоду жизни до 25 лет и была известна как брахмачарья ашрама. В этой ашраме ребёнок отправлялся жить вместе с гуру в духовном сообществе, где он получал образование, изучая как мирские, так и духовные предметы. Затем, в возрасте от 25 до 50 лет, человек вступает в грихастха ашраму, в которой он женится и живёт семейной жизнью. В возрасте от 50 до 75 лет он проходит через ванпрастха ашраму, когда он и его жена разрывают все семейные связи и живут одиноко в лесу или в джунглях, изолированные от общества. После 75 лет пара разделяется и каждый из них принимает санньясу. В санньяса ашраме человек свободен от общества и не зависит от его законов и установлений. Общество, однако, заботится о санньясинах и даёт им пищу, одежду и кров над головой, если они в этом нуждаются. Тем людям, которые имеют склонность к санньясе в более раннем возрасте, разрешается покинуть общество, если с этим согласна их семья, но им потом не позволяется снова вернуться в структуру общественной жизни.

Традиция четырёх ашрам была разработана для систематического эволюционирования сознания человека, и в те времена общество уважало людей с духовными устремлениями и заботилось о них. Создавались ашрамы, так что мужчины и женщины, посвятившие свою жизнь духовному росту и санньясе, могли жить в благоприятной обстановке вдали от общества. Те, кто не мог принять такой образ жизни, проявляли своё уважение к подобным людям тем, что предлагали для поддержания санньясинов всё, что могли. Поэтому долгом любого домохозяина было давать бхикшу (милостыню), тем свами (монахам), которые приходили к ним за пищей.

Сомнительно, чтобы в наши дни всё ещё существовали истинно «правильные» страны, так что очень немногие страны пригодны для практик, способствующих росту духовных возможностей человека. Под воздействием современной политики все в большей степени заинтересованы в делании денег и в приобретении власти и престижа. Одна только Индия, кажется, является той страной, которая благоприятствует духовному росту и продолжает традиции подавания милостыни. Хотя британские власти очень старались уничтожить эту традицию, Индия всё ещё является домом для духовно жаждущих и духовно просветлённых Душ и продолжает питать своих детей.

* ашрама (ashrama) — стадия жизни; место, где сообщество людей живёт духовной жизнью и практикует соответствующие практики.
* бхикша (bhiksha) — просьба милостыни, в частности пищи.

Помещение для практики йоги

«Вот описание помещения йога, как это предписано сиддхами для практикующих хатха-йогу. Помещение для садханы должно иметь маленькую дверь, быть без окон, отверстий и щелей и не быть слишком высоким или слишком низким. Оно должно быть чистым, хорошо обмазанным коровьим навозом, в нём должны отсутствовать животные и насекомые. Снаружи помещения должна быть открытая платформа с крытой соломой крышей; рядом должен быть родник или колодец; место должно быть окружено стеной (забором). Внешний вид помещения должен быть приятным».
* Хатха-йога прадипика, I:13.

Для того времени и тех климатических условий, данные указания были идеальными. Нет необходимости говорить, что если мы планируем создать место для садханы сейчас, то должны приспособиться к современным обстоятельствам и средствам. В качестве основного руководства, однако, мы будем использовать описание Сватмарамы. Существенно то, что помещение должно быть простым, чистым, практичным и очень естественным.

Маленькая дверь — нормально в стране, где рост людей не превышает 165 см, но некоторые европейцы имеют рост 180 см и более, так что для них должны делаться соответствующие их росту двери.

Без окон, отверстий и щелей — рекомендовалось, по-видимому, для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в помещение для садханы насекомых, крыс и других животных. Сегодня, однако, окна могут иметь сетку от насекомых, так что нет никакого вреда, чтобы иметь одно или два окна, снабжённых занавесками. Отсутствие окон» может быть всё-таки рекомендовано, чтобы помещение было более тёмным, что в большей степени способствует направленности внутрь сознания и ума. Окно может быть сильным отвлекающим фактором, поскольку внимание садхаки может часто переноситься на вид за окном и на происходящие там внешние события.

Не слишком высокое или слишком низкое — слишком высокое трудно будет содержать в чистоте, а если слишком низкое будет затруднять упражнения и циркуляцию воздуха.

Должно быть чистым — если в чистоте и незагрязнённости следует держать ум, то тоже самое существенно и для окружающей обстановки. Даже ежедневная уборка помещения способствует очищению ума.

Хорошо обмазанным коровьим навозом — сама мысль об использовании коровьего навоза может оказаться шокирующей для уроженца Запада, но это хорошо известная традиция в Индии. Даже в наши дни в деревнях многие дома имеют полы из утрамбованной земли. Каждое утро женщины убирают свои жилища и протирают полы свежим коровьим навозом, смешанным с небольшим количеством воды. Коровий навоз обладает дезинфицирующими и бактерицидными свойствами. Важно, что он является естественным дезинфицирующим средством, он не содержит никаких вредных химических веществ и не выделяет газы, которые бы портили воздух. Природа снабдила нас всем, но мы забыли о простоте жизни.

Должны отсутствовать животные и насекомые — во время садханы нет ничего более отвлекающего, чем комары, мухи или другие летающие и ползающие насекомые. Кроме того, некоторые комары переносят малярию, а многие насекомые больно жалят и вызывают сыпь на коже. В помещении не должно быть животных, поскольку они могут быть большим отвлечением, требуя заботы, пищи и дополнительных мыслей, которые могут отвлечь практикующего от садханы. В частности, если вы новичок в садхане, то ваш ум всегда ищет поводы прекратить практику, так как он возмущается необходимостью концентрироваться на одной конкретной точке в течение длительного периода времени. Он всегда будет препятствовать вам подойти более близко к предмету медитации. Насекомые и животные наверняка будут хорошим поводом для ума, чтобы отвлечься и перенести внимание на внешние объекты, так что садхака должен определённо избегать этих проблем.

Открытая платформа с крытой соломой крышей — рекомендуется, по-видимому, для летних месяцев, когда слишком жарко, чтобы практиковать (особенно пранаяму) в помещении. Также она может использоваться для сна. В Индии большинство людей предпочитают спать вне помещения, поскольку так прохладней и ближе к природе.

Рядом должен быть родник или колодец — источник свежей воды важен не только для здоровья. Практикующему хатха-йогу нужна чистая вода для его ежедневных очистительных процедур, а также для питья, омовений, туалета, приготовления пищи и т.д. Нети, дхоути и кунджал требуют свежей воды, и если вы можете избегать использования хлорированной и фторированной воды, то эти техники будут намного более эффективными. Другой причиной, чтобы рядом был источник воды, является то, что в случае, когда йог должен будет совершать к реке долгие и утомительные прогулки за водой, он будет терять слишком много времени и энергии. Сватмарама даёт инструкции для интенсивной садханы хатха-йоги, и поэтому придаёт большое значение минимизации внешних отвлекающих факторов и сохранению жизненной энергии, необходимой для путешествия внутрь.

Окружено стеной (забором) — если практикующий живёт в джунглях или в каком-то другом удалённом от людей месте, то окружающие стены будут охранять от хищных, особенно диких животных. Кроме того, если убежище практикующего будет заключено в стены, то духовные вибрации и магнетические силы будут удерживаться в них, а внешним отрицательным воздействиям будет не так легко проникнуть внутрь. Таким образом может быть сохранена мирная атмосфера садханы.

Все эти рекомендации давались йогам, которые уже встали на духовный путь и, скорее всего, уже столкнулись с ловушками и проблемами, встречаемыми в садхане. Следует понимать также, что все эти рекомендации имеют и эзотерическое значение. Они указывают, как садхака должен структурировать себя и свой ум. Ум должен быть защищён от внешних воздействий, а тело должно обладать хорошими защитными механизмами. Ум и тело должны держаться в чистоте, простоте и умеренности. Тогда они будут совершенствовать свои духовные вибрации и условия будут благоприятствовать проявлению атмы. Структура жилища практикующего является внешним символом его собственного «я» и того, что будет достигнуто посредством практики. Поэтому садхака должен стараться жить настолько просто и настолько самодостаточно, насколько это возможно. То, чем он владеет, должно быть минимальным, а всё его окружающее должно быть всегда в порядке и чистым. Тогда он будет иметь меньше ментальных отвлечений и беспокойств и вся его энергия сможет быть направлена на духовное раскрытие.

Рубрика: Йога
Поделиться: