Собирание хатха-йоги

В древние времена хатха-йога практиковалась в течение многих лет в качестве подготовки к достижению более высоких состояний сознания. Однако со временем, появлялись люди, которые достигали высот в йоге и давали своё толкование практики, формировалось как бы отдельное направление. В итоге йога разделилась на множество направлений и подходов к духовной эволюции.

К примеру, в VI веке до нашей эры в Индии родился Будда, он достиг определённых высот в духовном совершенствовании, и сформулировал своё учение «Четыре благородные истины», изложил основные положения, называемые «Восьмеричным путём», это система этических норм, более или менее подобных яме и нияме раджа-йоги. Вследствие популярности буддизма, медитация стала основной формой духовной практики целого субконтинента, а подготовительные практики были проигнорированы. Этике и морали уделили чрезмерно большое внимание в ущерб другим элементам. Хотя сам Будда и был великой личностью, его учение впоследствии стало напоминать нечто вроде психологических экспериментов. Поэтому стало необходимым воссоздать правильную систему медитации.

В IV-VI веках нашей эры Матсиендранатх, Горакхнатх и некоторые другие традиционные йоги обнаружили, что важная наука подготовительной практики игнорировалась серьёзно настроенными людьми, а другие неправильно воспринимали её при обучении. Поэтому они отделили практики «хатха-йога» и «раджа-йога» от остальных тантрических практик, оставаясь при этом вне ритуалов целостной тантры и даже не упоминая о них. Матсиендранатх основал культ Натх, согласно которому, прежде чем приняться за практики медитации, практикующий должен очистить тело и его элементы. Как раз это и является предметом хатха-йоги. Когда они занимались собиранием практик, они выбрали из тантрической системы полезные, практичные и высокие практики йоги. На самом деле одна йога, хатха является динамичным и подготовительным аспектом йоги, а раджа пассивной и кульминационной стадией.

Хатха-йога Прадипика

Среди многих авторитетов по хатха-йоге, одной из выдающихся личностей является Сватмарама, который составил труд «Хатха-йога Прадипика» (Прояснение хатха-йоги). Термин Прадипика, однако, означает в действительности «самоосвещающий» или «то, что освещает». Это текст, который освещает для ищущих множество физических, ментальных и духовных проблем. Ценность книги «Хатха-йога Прадипика» заключается в том, что она решает весьма важную проблему для каждого ищущего. Сватмарама полностью устранил яму и нияму (моральные установки и самоограничения), которые являются стартовыми моментами систем буддизма и джайнизма, а также раджа-йогу Патанджали, который утверждал, что сначала надо совершенствовать яму и нияму, иначе асана и пранаяма могут не дать желаемого результата.

Авторы текстов по хатха-йоге, и в их числе Сватмарама, очень хорошо понимали практические трудности, с которыми встретится каждый человек в отношении ямы и ниямы. Если в личности не достигнута гармония, то самоконтроль и самодисциплина создадут ещё больший конфликт, а не покой ума. Поэтому в книге «Хатха-йога Прадипика» прежде всего видим, что приоритет здесь совершенно другой — упор на шаткарму. Йога начинается с того, что прежде всего вы должны очистить всё тело: желудок, кишечник, нервную и другие системы. Следовательно, сначала идёт шаткарма, а именно, нети, дхоути, басти, капалабхати, тратака и наули.

Шаткарма, однако, не составляет всю хатха-йогу. После неё вы должны практиковать асану и пранаяму. Самоконтроль и самодисциплина должны начинаться с тела. Это много легче. Асана — это дисциплина; пранаяма — это дисциплина; кумбхака (задержка дыхания) — это самоконтроль. Посидите в позе лотоса в течение 15-и минут. Это самодисциплина. Почему вы сначала сражаетесь с умом? У вас нет сил сражаться с умом, и всё же вы сражаетесь с ним, тем самым создавая мысленный шаблон враждебности по отношению к самому себе.

Нет никаких двух умов, один из которых хочет преодолеть дисциплину, а другой — сохранить её. Это не два ума, это один ум, пытающийся расщепить себя на две части. Подобное расщепление вы можете обнаружить во всём. Когда это расщепление становится больше, мы называем его шизофренией. Эту опасность ясно представляли себе авторитеты и учители хатха-йоги. Поэтому они утверждали, что прежде всего следует дисциплинировать тело, то есть должны быть очищены тонкие элементы (таттва) и энергетические каналы (нади) тела. Состояние и функционирование жизненной силы (праны), всей нервной системы и различных органов внутренней секреции должны поддерживаться и гармонизироваться.

После этого вы можете переходить к практикованию мудр. Таким образом можно будет выработать в себе способность к глубокой медитации. Эти практики способствуют пратьяхаре и ведут к дхаране, дхьяне и самадхи.

Рубрика: Йога
Поделиться: