КОПА (Копное право) — народовластие

Копа — это народное собрание. Копное право – форма самоуправления внутри славянских Общин (народовластие), совокупность юридических обычаев на основе Заповедей, Родовых Устоев и общинных правил.

Вечевой колокол, Копа, Копное право.
Вечевой колокол — символ народовластия.

На Руси любой вопрос решался всем миром (скопом) на вече (собрании) непосредственным народовластием. Народ решал вопросы войны и мира, судил и наказывал преступников, присуждал обиженному вознаграждение.

Этимология

Слово «КОПА» происходит от рунических образов: К (союз), О (отцы), П (пути), А (азъ), и означает: «Божьи Пути Отцы собрали воедино», то есть это система объединения [ссылка].

От корня «КОП» происходят многие слова, к примеру: копить, копна, скопом, то есть всем вместе что-то сделать.

КОПА – это Общинный Круг, извечный Родовой Устой, общинный свод правил.

Копа — сход народа

Копа — это народное собрание для совещаний и решения дел, связанных с жизнью Общины. Участвовать в совещании могли только взрослые люди, которые уже создали семьи. Сначала говорил глава семьи, затем его супруга, если её мнение отличалось.

Вече — это совещание народного собрания: Копа собиралась на вече, то есть для совещания.

Сходатаи — это участники народного собрания; они также назывались: соседи околичные, судьи копные. Между ними отличались старцы, мнение которых пользовалось уважением, особенно в таких случаях, когда нужно было постановить приговор на основании давних решений народного собрания. Высказывались на собрании по старшинству: первым говорил самый старый человек Общины, затем остальные старцы, потом главы Родов и их супруги.

Люди сторонние — кроме сходатаев, в народное собрание приглашались люди из трёх селений соседней Общины, по 1-2 человека из каждого селения; они не участвовали в совещаниях и в постановлении приговора, но следили за ходом дел в народном собрании, чтобы в случае надобности, свидетельствовать о производстве дел и судебных решениях.

Правило единогласия — все сходатаи приходили к единому мнению по каждому вопросу. Если хоть один человек не согласен, что-то не понял, начиналось совместное обсуждение: надо было доказать, убедить, но не заставить.

Так как каждый домохозяин обязан был присутствовать в народных собраниях, и так как славяне в молодых летах создавали Семейные Союзы и отдельные хозяйства, то поэтому каждый из них имел возможность, в течение многих лет, изучать Копное право, и в свою очередь передавать его младшим поколениям. Таким образов, вече было не только судебным собранием, но и школой для изучения Копного права.

Коповище (копище) — центральное место в Общине, где собиралась Копа, и занималась изследованием и решением дел под открытым небом. Для изследования дел уголовных Копа собиралась на месте преступления: в дубраве, в бору, под горою. Для решения споров о поземельной собственности, Копа собиралась на спорной земле; а когда в округе Общины оказывался труп убитого человека, то Копа собиралась в том месте, где находился труп.

Копный суд

Копное право – это древнейшая форма самоуправления внутри славянской Общины, совокупность народных юридических обычаев; суд, производящийся на основании этих обычаев, называется Копным судом.

Если преступлением нарушены были права частного лица, то по началам Копного права, обиженному самому предоставлялось отыскать своего шкодника [мошенник, хулиган, озорник, вредитель]. Истец расспрашивал людей, собирал письменные доказательства, отыскивал улики. Такое предварительное изследование дела называлось обыском. Если истец, при всём своём старании, не мог отыскать своего шкодника, и если он подозревал, что преступник находится в округе сельской Общины, то он имел право требовать, чтоб собрана была Копа.

В юридических обычаях начало частного права было преобладающим, не только в делах гражданских, но и уголовных. Лицо, право которого было нарушено преступлением, могло предать виновного всей строгости законов, или окончить дело добровольным соглашением; в последнем случае преступник освобождался от всякого наказания. Даже и в том случае, когда преступник был приговорён к смертной казни, он мог помириться с истцом и освободиться от наказания. Если дело не оканчивалось добровольным соглашением, то Копа постановляла приговор.

Постановив приговор, Копа принимала меры к его исполнению. Если преступник приговорён был к смертной казни, то приговор немедленно исполнялся в присутствии Копы, на месте суда. Если Копа присуждала денежному взысканию, то все сходатаи отправлялись к виновному и требовали исполнить приговор Копного суда. Также и в других случаях, все сходатаи (всем скопом) добивались выполнения решений Копного суда.

Как уничтожали Копное право

После Крещения Руси произошла замена общинно-родового уклада на феодальный, крестьян сделали крепостными. Нарождающийся класс феодалов, будущих помещиков начинает вытеснять Копу, как выразительницу интересов широких слоёв народа.

Под натиском крепостного права, Копа превратилась в сельский суд, а затем и его запретили. Власть помещиков постоянно возрастала, ограничивая общинные права поселян. Мужи-сходатаи теряли своё прежнее значение, уступая власть своим помещикам. К XVII веку, сёла околичные посылали уже только по 1 депутату, а помещик с несколькими приятелями, иногда в присутствии священника, производили суд и расправу, постановляя приговор на основании Литовского Статута. Крестьяне, присланные околичными селениями, присутствовали безмолвно, соглашаясь с распоряжениями помещика и его приятелей; суд общинный перестал называться Копным судом, и получил название сельского суда.

Сходатаи, составлявшие народные собрания, находясь в состоянии жалкого унижения и угнетаемые бедностью, теряли способность быть безпристрастными следователями, разумными судьями и правоведами. От этого, при изследовании преступлений, они действуют робко, и решения их не всегда согласны с правом. Унижение и бедность произвели нравственную порчу в сельском народонаселении; поселяне, вместо того, чтобы предотвращать преступления, открывать и наказывать преступников, сами разбойничали, поджигали и грабили имения соседних владельцев, упорно отказываясь являться на вече, для открытия и наказания преступников.

Судебная власть, которою пользовались крестьяне в народных собраниях, находилась в резком противоречии с неограниченною властью помещиков. Помещик и его управляющий имели безответное право казнить своих слуг и крестьян. Сходатаи, находясь в полной зависимости от своих помещиков и решая дела в их присутствии, не могли иметь той свободы мысли, которая необходима для беспристрастного изследования дела и для добросовестного суда. Иногда помещичий урядник, присутствуя на Копе, вмешивался в делопроизводство, перебивая речи истца, прерывая распрос сходатаев ругательствами, и самовольно уводил крестьян из собрания, не дождавшись судебного решения. Производя следствие и суд под влиянием помещиков, Копа постановляла решения, не всегда согласные с правом.

В следствие жалкого состояния крестьян и их безусловной зависимости от помещиков, народные собрания теряли доверие; их Копное право выходило из употребления, их судебные приговоры оставались безсильными, возбуждая презрение помещиков. Наконец, в XVII веке, некоторые помещики вовсе запретили своим крестьянам ходить в народные собрания и принимать участие в общинных судах.

Изображённое нами состояние сельских Общин в XVI и XVII столетиях, доказывает, что Копное право противоречило новым формам общественной жизни и должно было исчезнуть от расширяющейся власти правительственных мест и лиц, от нравственного и экономического упадка поселян, наконец, от постепенного возрастания власти помещиков над крестьянами.

* По материалам книги Н.Д. Иванишева «О древних сельских общинах на юге России», 1863г.

Рубрика: Дух/Русь
Поделиться: