Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Сотворение Вселенной = звук, движение, Свет. Также игра на гуслях творит музыку космоса; гусляр подпитывает Светом космос, поэтому христиане уничтожали гусли.

Баян - картина Н.К. Рериха (1910)

Гусли — это русский народный щипковый музыкальный инструмент. Древние трёхструнные крыловидные гусли — приближенный к идеальному музыкальный инструмент. В гусли гудят.

Доклад Жарниковой С.В. — этнограф, кандидат исторических наук; объясняет, почему христиане запрещали играть на гуслях; и почему в Ведах игра на гуслях сравнима с процессом сотворения Вселенной.

Гонения на гусли

Каждый исследователь, изучающий историю христианства на Руси, останавливается перед необъяснимым феноменом – резко негативным отношением к такому казалось бы безобидному музыкальному инструменту, как гусли.

1. В XII веке проповедник Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто: «ворожит; гудит в гусли; сказывает сказки».
2. В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие: «ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?».
3. Игумен Памфил ругал псковичей за то, что во время Купаевской ночи, они «играли в бубны, сопели и гудением струнным».
4. Во времена Алексея Михайловича Романова, прозванного Тишайший, гусли изымались и сжигались возами.

Почему христиане запрещали играть на гуслях? Сегодня мы судя по всему можем ответить на этот вопрос. Но начнём с того, откуда в Индии появились Веды, и что в них сказано о гуслях.

Веды — наша мудрость

Ещё в 1903 году, в индийском городе Бомбее вышла на свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Тилака «Арктическая Родина в Ведах». Посветив всю свою жизнь изучению родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далёкими предками индийцев и иранцев. И те странные явления, которые были описаны в священных книгах: «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах», Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около полярного круга. Именно здесь находилась прародина индоиранцев, или как они себя называли Ариев. Часть из них 4—5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана.

Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, впервые переведена на русский только в 2000 году, Наталией Романовной Гусевой, и вышла в свет в Москве в 2001 году.

В середине 50-х годов XX-го века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяяна описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин — индославы. Заметим, что ещё в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал «Если бы меня спросили, какие два языка мира наиболее похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний русский и санскрит».

Таким образом, древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к севернорусской народной традиции, исследователи которой неоднократно отмечали, что для неё характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений, порой не находящих отражений даже в ведической традиции.

Гусь, лебедь, утка. Общеизвестно то огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице — гусю, лебедю, утке, где она символизировала: небо, свет, огонь, солнце, а также воплощение Творца и Вселенной. Но и в русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста. Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии:

«Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали?
Мы спали у княгини, побывали у первобрачной.
И что княгиня делает? Во гусли играет, дары снаряжает».

В гусли гудели. «ГУ» — значит звучать, но кроме этого в санскрите «ГУ» — значит идти, двигаться. Вспомним русское слово «гулять» — мы гуляем праздник, гуляем свадьбу, то есть и звучим и двигаемся. И здесь мы подходим к самому главному: звук и движение Вселенной.

Сотворение Вселенной

1. В «Махабхарате» говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом: по мысли и слову, которое является озвученной мыслью Творца, появилось некое огромное Яйцо, вечное как семя всех существ. В нём подлинным светом был вечный БРАХМО – чудесный, непредставимый, вездесущий; тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. У Него было только одно свойство – звук. (Брахмо – соединение мужского и женского начала, то есть нечто среднее, ноль). В «Ашвамедхикапарве», Брахмо называют сверхсветлым Светом. Именно этот сверхсветлый Свет создал пространство и произвёл основу личности, которая по своей сути небесна.

2. В древнеарийских текстах, Брахмо назван эфиром [тоже сверхсветлый Свет только в нашем переводе, термин Ньютона — эфир]; и утверждается: эфир — высший из элементов, у него есть только одно свойство – звук. Эфир порождает 7 звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение (или ветер), и у него уже два свойства — звук и касание, то есть инерция. Причём инерция является собственным свойством ветра и движения. В результате сокращения скорости Сверхсвета или Эфира, вследствие касания или инерции, появляется видимый свет, состоящий из 7 цветов спектра, который колерируется с семью первозвуками. Свойствами света являются: звучание, касание и образ. Причём собственным свойством света (видимого света) является именно Образ. (Всё что мы видим в вещественном, воплощённом мире, это то, что имеет образ). Рождённый из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как Свет к миру божественному (Прави), и как Образ к миру проявленному (Яви).

Заметим, что в поучении против язычества XII-XIII века в «Слове о твари и дне рекомом недели» говорится, что русские язычники поклоняются в первый день семидневной недели (воскресенье) не солнцу, утверждая, что солнце только вещественное воплощение Света, а Белому Свету, то есть Свету вселенскому.

В священных текстах Упанишад говорится, что вселенский Свет – это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Огонь называют белой птицей, несущей Свет. И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры VI-V веков до н.э. выглядели как фигуры пылающих лебедей, о чём свидетельствуют найденные археологами зольники.

Гусли — Божественный инструмент

Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима с тканьём мировой гармонии, можно понять, почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны гусель, по которым передвигаются пальцы Вещего Баяна, как по нитям основы уток, творя ткань эпической песни.

Исполняя священные гимны, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое все три мира. Голосом, ритуальным пением, как утком ткётся из нитей (слова), на нитях основы (струны) ткань Вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Ведь ее случайно в древних ведических текстах говорится о трёх нитях основы, по которым двигается уток (гусь-свет-огонь), созидая вещественный мир.

Древние трёхструнные крыловидные гусли — это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент. Вдумайтесь в слова гимна древней Веды заговоров «Атхарваведы», повествующего о сохранении гармонии Вселенной:

«Две юницы снуют основу,
На шесть колышков две снующих,
Одна другой протягивает пряжу,
И не рвут её, не прерывают.
Вот колышки — они основа небу,
Стали гласы для тканья челноками».

Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны, на которых натянуты три струны — нити основы (гуны), это священные столбы, о которых в Ригведе говорится «Словно гуси, выстроившиеся рядами, прибыли к нам столбы, одетые в светлое, поднимаемые перед огнём поэтами, Боги вступают на путь Богов».

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидают третий компонент — видимый Свет, творящий всё проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Гусляры подпитывают Светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами («скомрат» на санскрите — вестник, посланец), говорили: ИДУЩИЕ СО СВЕТОМ ПО СВЕТУ.

И в той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, гусляры остались непобеждёнными, коль скоро даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

* Жарникова С.В. — Секрет гонения на гусли (youtube.com).