Гусли — Божественный инструмент

Гусли — русский народный щипковый музыкальный инструмент. Трёхструнные крыловидные гусли, это приближенный к идеальному музыкальный инструмент, божественный инструмент. Игра на гуслях сравнима с актом творения Вселенной (звук-движение-Свет). Исполняя священные гимны, гусляр как на ткацком станке ткёт из нитей (слов) на нитях основы (струны) ткань Вселенной, подпитывая Светом космос.

Гусли крыловидные.
Гусли крыловидные четырёхструнные. Новгород, XIV век. Реконструкция Н.Л. Кривоноса. Российский национальный музей музыки.

Доклад Жарниковой С.В. «Секрет гонения на гусли» (youtube). Светлана Васильевна объясняет, почему христиане запрещали играть на гуслях, и почему в Ведах игра на гуслях сравнима с процессом творения Вселенной.

Гонения на гусли

Каждый исследователь, изучающий историю христианства на Руси, останавливается перед необъяснимым феноменом – резко негативным отношением к такому казалось бы безобидному музыкальному инструменту, как гусли.

1. В XII веке проповедник Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто: «ворожит; гудит в гусли; сказывает сказки».
2. В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие: «ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?».
3. Игумен Памфил ругал псковичей за то, что во время Купаевской ночи, они «играли в бубны, сопели и гудением струнным».
4. Во времена Алексея Михайловича Романова, прозванного Тишайший, гусли изымались и сжигались возами.

Почему христиане запрещали играть на гуслях? Сегодня мы судя по всему можем ответить на этот вопрос. Но начнём с того, откуда в Индии появились Веды, и что в них сказано о гуслях.

Кто принёс Веды в Индию

Ещё в 1903 году, в индийском городе Бомбее вышла на свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Тилака «Арктическая Родина в Ведах». Посветив всю свою жизнь изучению родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далёкими предками индийцев и иранцев. И те странные явления, которые были описаны в священных книгах: «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах», Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около полярного круга. Именно здесь находилась прародина индоиранцев, или как они себя называли Ариев. Часть из них 4—5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана.

Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, впервые переведена на русский только в 2000 году, Наталией Романовной Гусевой, и вышла в свет в Москве в 2001 году.

В середине 50-х годов XX-го века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяяна описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин — индославы. Заметим, что ещё в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал «Если бы меня спросили, какие два языка мира наиболее похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний русский и санскрит».

Таким образом, древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к севернорусской народной традиции, исследователи которой неоднократно отмечали, что для неё характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений, порой не находящих отражений даже в ведической традиции.

Гусь, лебедь, утка. Общеизвестно то огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице — гусю, лебедю, утке, где она символизировала: небо, свет, огонь, солнце, а также воплощение Творца и Вселенной. Но и в русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста. Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии:

«Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали?
Мы спали у княгини, побывали у первобрачной.
И что княгиня делает? Во гусли играет, дары снаряжает».

В гусли гудели. «ГУ» — значит звучать, но кроме этого в санскрите «ГУ» — значит идти, двигаться. Вспомним русское слово «гулять» — мы гуляем праздник, гуляем свадьбу, то есть и звучим и двигаемся. И здесь мы подходим к самому главному: звук и движение Вселенной.

Сотворение Вселенной

1. В «Махабхарате» говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом: по мысли и слову, которое является озвученной мыслью Творца, появилось некое огромное Яйцо, вечное как семя всех существ. В нём подлинным светом был вечный БРАХМО – чудесный, непредставимый, вездесущий; тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. У Него было только одно свойство – звук. (Брахмо – соединение мужского и женского начала, то есть нечто среднее, ноль). В «Ашвамедхикапарве», Брахмо называют сверхсветлым Светом. Именно этот сверхсветлый Свет создал пространство и произвёл основу личности, которая по своей сути небесна.

2. В древнеарийских текстах, Брахмо назван эфиром [тоже сверхсветлый Свет только в нашем переводе, термин Ньютона — эфир]; и утверждается: эфир — высший из элементов, у него есть только одно свойство – звук. Эфир порождает 7 звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение (или ветер), и у него уже два свойства — звук и касание, то есть инерция. Причём инерция является собственным свойством ветра и движения. В результате сокращения скорости Сверхсвета или Эфира, вследствие касания или инерции, появляется видимый свет, состоящий из 7 цветов спектра, который колерируется с семью первозвуками. Свойствами света являются: звучание, касание и образ. Причём собственным свойством света (видимого света) является именно Образ. (Всё что мы видим в вещественном, воплощённом мире, это то, что имеет образ). Рождённый из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как Свет к миру божественному (Прави), и как Образ к миру проявленному (Яви).

Заметим, что в поучении против язычества XII-XIII века в «Слове о твари и дне рекомом недели» говорится, что русские язычники поклоняются в первый день семидневной недели (воскресенье) не солнцу, утверждая, что солнце только вещественное воплощение Света, а Белому Свету, то есть Свету вселенскому.

В священных текстах Упанишад говорится, что вселенский Свет – это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Огонь называют белой птицей, несущей Свет. И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры VI-V веков до н.э. выглядели как фигуры пылающих лебедей, о чём свидетельствуют найденные археологами зольники.

Гусли — Божественный инструмент

Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима с тканьём мировой гармонии, можно понять, почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны гусель, по которым передвигаются пальцы Вещего Баяна, как по нитям основы уток, творя ткань эпической песни.

Исполняя священные гимны, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое все три мира. Голосом, ритуальным пением, как утком ткётся из нитей (слова), на нитях основы (струны) ткань Вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Ведь ее случайно в древних ведических текстах говорится о трёх нитях основы, по которым двигается уток (гусь-свет-огонь), созидая вещественный мир.

Древние трёхструнные крыловидные гусли — это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент. Вдумайтесь в слова гимна древней Веды заговоров «Атхарваведы», повествующего о сохранении гармонии Вселенной:

«Две юницы снуют основу,
На шесть колышков две снующих,
Одна другой протягивает пряжу,
И не рвут её, не прерывают.
Вот колышки — они основа небу,
Стали гласы для тканья челноками».

Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны, на которых натянуты три струны — нити основы (гуны), это священные столбы, о которых в Ригведе говорится:

«Словно гуси, выстроившиеся рядами,
Прибыли к нам столбы, одетые в светлое,
Поднимаемые перед огнём поэтами,
Боги вступают на путь Богов».

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидают третий компонент — видимый Свет, творящий всё проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Гусляры подпитывают Светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами («скомрат» на санскрите — вестник, посланец), говорили: ИДУЩИЕ СО СВЕТОМ ПО СВЕТУ.

И в той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, гусляры остались непобеждёнными, коль скоро даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Будь на Светлой Стороне!

Похожие: Как уничтожали Копное право

Рубрика: Дух/Русь
Поделиться: