FR

Семейное воспитание – Лесгафт П.Ф.

Фото: Лесгафт П.Ф.Правила и значение семейного воспитания ребёнка. Тип ребёнка формируется в семье. Критика детских садов. Вред искусственных раздражителей.

Содержание:
1. О пресловутой «наследственности»
2. Семейное воспитание
3. Критика детских садов
4. Искусственные раздражители

Пётр Францевич Лесгафт (1837–1909) – российский биолог, анатом, антрополог, врач, педагог; создатель научной системы физического воспитания, и прогрессивный общественный деятель России.

О пресловутой «наследственности»

Роль воспитания в развитии личности человека.
Лесгафт выступал против теории о наследственности способностей. Вёл активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. По мнению Лесгафта ведущую роль в развитии личности человека играет воспитание и образование.

— «Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливают всё на пресловутую «наследственность», на прирождённую испорченность детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать… Красноречиво толкуют о неисправимо испорченных детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за неё ответственен сам ребёнок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остаётся в тени; и верить не хотят, что испорченность ребёнка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается всё-таки один воспитанник».

Семейное воспитание

В книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение», П.Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей.

1. Типы детей.
Лесгафт считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания. В одном из своих трудов он показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребёнка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей — лицемерный, мягко забитый, злобно забитый, угнетённый, честолюбивый. Проявление того или иного типа ребёнка, по мнению Лесгафта – это прямое следствие влияний семейной жизни.

«Ребёнок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде. Он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищениями его действиями и способностями».

Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца 7 года), которому придавал важное значение в развитии личности человека.

«Во время семейного периода жизни ребёнка складывается его тип, усваиваются обычаи и привычки данной местности и семьи, поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всём его будущем существовании».

2. Свобода и разумное руководство.
Лесгафт требовал от родителей «щадить личность своего ребёнка», показывал, как важно сочетание известной свободы и разумного руководства (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей среды, выяснение связи между ними и т.д.). Пётр Францевич видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, должно создать нормальный тип ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества – впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, правдивость, искренность, интерес к познанию и т.п.

3. Недопустимы телесные наказания детей.
Совершенно недопустимы телесные наказания детей, они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны.

«Ребёнок, выросший под их непрестанным применением, представляет собой резкий и обособленный тип. Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».

4. Выработать у детей волевые качества личности.
Рекомендуя создать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребёнка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умение преодолевать препятствия при достижении поставленных целей.

Критика детских садов

1. В детских садах невозможно правильное воспитание.
Лесгафт был знаком с практикой фрёбелевских (прим. Фридрих Фрёбель) детских садов за границей, а также руских платных детских садов в Петербурге, и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей.

«Собирая детей для общих систематизированных занятий с 2,5 до 3-летнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) всё их окружающее и когда у них ещё нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера».

2. Первые игры и занятия детей должны отражать деятельность родных людей.
Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фрёбелем. Лесгафт считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей.

«Теоретические основы Фрёбеля (последователя Гегеля) не выдерживают никакой критики: они указывают на недостаточное знакомство автора с природою ребёнка, с ходом его развития. Фантастические рассуждения Фрёбеля слишком безпочвенны и не выясняют теоретических оснований его системы».

Лесгафт считал возможным использовать лишь отдельные игры и занятия Фрёбеля в семейном воспитании детей, но на основе иной методики. Он удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребёнка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или невозможности их заняться своими детьми.

3. Детский сад должен походить на простую семью.
Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишённых родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Лесгафт считал, что детский сад должен походить на простую семью, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе. Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России.

Искусственные раздражители

Лесгафт выступал против применения педагогами и родителями так называемых искусственных прибавочных раздражителей, которые понижают впечатлительность детей.

«Обыкновенно приучают ребёнка к искусственному прибавочному раздражителю с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Носят младенца на руках, укачивают, поют однообразные напевы, целуют, подделываются под произносимые им звуки – всё это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Детей водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе».

Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребёнка, в результате, оказывается, нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. Чтобы возбудить пониженную впечатлительность, необходимо прибегать к более сильным раздражителям, причём ощущение будет расти не в такой прогрессии, как раздражение, а гораздо медленнее; очень же сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления или даже разрушить аппарат, служащий для восприятия раздражения.

* «Родители уже не воспитывают детей — они финансируют их» — Пшекруй.

* Похожие: Институт семьи – генератор духовности