Физическое воспитание — Лесгафт П.Ф.

Физическое воспитание — это учебный процесс, направленный на формирование физической культуры личности. То есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать биологический и духовный потенциал. Понимаем мы это или нет — начинается физическое воспитание с момента рождения нового человека.

Физическое воспитание — приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие физических способностей. Формируется умение управлять движениями для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (ходьба, бег, плавание, бег на лыжах и др.), преодолении препятствий, метании, поднятии и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, футбол, теннис и др.); походы, единоборства.

Физическое воспитание: девочки прыгают через скакалку.
Девочки учатся прыгать через скакалку.

В России основоположником научной системы физического воспитания, является Пётр Францевич Лесгафт (1837—1909) — выдающийся биолог, анатом, врач, педагог. Он рассматривал педагогические явления с позиций антропологизма. Антропологию понимал как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды.

Физическое воспитание детей

Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывает влияние среда и упражнения: «Всё, что упражняется — развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается». Он считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма (функциональная анатомия). В основе педагогической системы Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривал физические упражнения, как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека.

Лесгафт подчёркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания: «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Он считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Школа не может существовать без физического воспитания (физического образования). Физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями.

Используя термин «образование», Лесгафт понимал его шире, чем это делается сегодня. Образование сегодня – это формирование личности человека, а физическое образование – это целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряжеённее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Важная цель физического образования: умение управлять своими движениями, то есть ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически.

Физические упражнения

Лесгафт обращал большое внимание на содержание физического образования — использование упражнений и игр как метода познания. Лесгафт классифицировал физические упражнения по четырём основным группам (с возрастом усложняются):

1. Простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний.

2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, лазании, борьбе и удержании равновесия.

3. Упражнения с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определённое расстояние и метании в цель.

4. Систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Похожие: Семейное воспитание – Лесгафт П.Ф.