ФИЗРАЗВИТИЕ

Асана – сонастройка

Рис. Асана (А М)Асана (as – сидеть, ana – суффикс, создающий имя действия) – в буквальном переводе «процесс сидения» или «поза» — устойчивое и удобное положение тела для медитации. Некоторые асаны требуют растяжки, силы, ловкости, и для начинающих не могут быть «удобными и приятными».

1. Механизм
2. Асана в хатха-йоге
3. Асана – сонастройка
4. Стхира-сукхам асанам

Механизм

Механизмы асаны: управление энергией и физиологическими процессами осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле. То есть изменяется гидростатическое давление в различных полостях тела, оказывая влияние на деятельность физиологических систем организма [Д. Эбертон]. Выделяют также стрессовый и гормональный механизмы влияния хатха-йоги на организм человека.

1. «Отключить» физическое тело – никаких движений, расслабиться.
2. «Отключить» сознание – никаких мыслей.
3. Концентрация.

Каждая сонастройка как первая, не думайте о том, что видели, ощущали в прошлый раз, то есть не создавайте себе программу (вы не управляете, вы принимаете), нельзя осознать новое на старой основе. И не думайте о времени, сильная короткая концентрация даст больше, чем сидеть полдня, так и не сумев достаточно сконцентрироваться. ИМХО.

Асана в хатха-йоге

«Об асане прежде всего говорят как о первой части хатха-йоги. Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела».
* Хатха-йога-прадипика, I:17.

Асана в хатха-йоге означает несколько большее, чем просто сидячая поза, как в раджа-йоге, поскольку хатха-йога — это процесс очищения и приобретения контроля над телом. Наращивая контроль над телом посредством асаны, приобретается также контроль над умом. Поэтому практика асаны является наиболее важной в хатха-йоге (см. цель хатха-йоги).

Асаны – это не упражнения для гипертрофированного развития физического тела, и не самоцель, а инструмент для духовного развития человека. Асана открывает энергетические каналы и психические центры.

Асана – сонастройка

Как объясняет Садхгуру на примере асаны сиддхи — существует 84 фундаментальных асаны, это 84 способа превратить тело в открытую дверь. Вообще-то не обязательно делать все 84 асаны, достаточно освоить только одну. Если вы научитесь сидеть правильно, научитесь держать своё тело в правильном положении, вы сможете познать всё, что заслуживает знания в этой Вселенной… То есть в определённой позе вы чувствуете себя абсолютно комфортно и расслабленно; достигнув этого человек может изнутри познать всё, что заслуживает его знания.

Как возможно познать всё, просто сидя в одной позе? Это как телевизор – просто коробка с электронной начинкой, но телевизор превращается в целый мир, в эту коробку может транслироваться весь мир просто потому, что в телевизоре есть возможность приёма. Если телевизионная антенна установлена правильно и правильно настроена, в эту коробку в ваш дом транслируется целый мир. Если же антенна установлена неправильно, тогда то же самое устройство, в котором по-прежнему есть всё, что нужно, становится ни на что не годным. Человек устроен так же.

Человек является тем, кто он есть, только как результат того, что он воспринимает. Сейчас вы являетесь тем, кто вы есть, только как результат того, что вы восприняли в вашей жизни вплоть до сегодняшнего дня. И вы будете тем, кем будете, только из-за того, что воспримете в будущем. То, что вы воспринимаете, делает вас тем, кто вы есть сегодня.

Вся система йоги заинтересована только в усилении восприятия. Если вы правильно держите позу, если ваша сонастройка верна, если она в какой-то степени совпадает с космическим построением (84 позиции для сонастройки). Если кто-то принимает эти 84 позы или может освоить хотя бы одну из этих поз, и через неё попытаться освоить остальные 83, то он сможет узнать всё, что произошло с мирозданием до этого момента, потому что память об этом находится прямо здесь, в вашей системе, так скажем, в закодированном виде. Она может быть активирована и пробуждена, если соприкоснётся с другим измерением вне вас.

Асаны – это мощный инструмент для соединения/единства между внутренним и внешним. В этом мироздании есть только две части – вы и остальное мироздание… Единственная реальность, которую можно испытать на своём опыте – есть то, что называется внешним, и есть то, что называется внутренним. Это два измерения опыта: внутренний и внешний. Йога означает — привнесение единства между внутренним и внешним, между вами и всем остальным, вами и чем-то другим. Когда не существует вас и чего-то другого, когда существуете только Вы и Вы – это и есть йога.

Прежде чем случится сонастройка с наивысшим, должна произойти внутренняя сонастройка, которая естественным образом принесёт химические процессы для здоровья, радости, блаженства и, прежде всего, уравновешенности. Только если у вас есть баланс, который не могут нарушить внешние ситуации, вы получите возможность использовать интеллект и способности, которые содержатся у вас внутри. В противном случае самые чудесные качества человека пропадут зазря, просто из-за недостатка баланса. Хатха-йога означает баланс.

Стхира-сукхам асанам

46. Устойчивая и удобная поза есть асана.
47. Она достигается ослаблением напряжения и созерцанием безконечного.
48. В результате – невоздействие противоположностей.
49. Когда есть это, следует пранаяма, т.е. регулирование движений вдоха – выдоха.
* Йога-Сутры Патанджали. Глава II. О духовной практике.

«Стхира-сукхам асанам» (Йога-сутры, 2:46).
Стхира — усилие, концентрация, твёрдость, устойчивость.
Сукха — расслабление, лёгкость, гибкость, комфорт.

Асана в жизни:
Стхира – это способность «сохранять устойчивость», удерживать тело, энергию, разум в равновесии в течение длительного времени. Сукха – это комфорт или «хорошее пространство», когда связки и мышцы свободны от напряжения, дыхание лёгкое, на энергетическом уровне сбалансирована циркуляция праны (жизненной силы), ощущение радости, счастья, удовольствия и обширного осознания.

Когда стхира и сукха объединились, вы создали устойчивое состояние равновесия на всех уровнях бытия. Посвятите свою энергию и внимание воспитанию этого качества в своей глубине. Несите это качество с собой до конца дня, среди всего, что встречается на вашем пути – это ключ к тому, чтобы вывести йогу с коврика в каждую область вашей жизни. Пребывание в «хорошем пространстве» является основой для духовно полноценной жизни, которая включает в себя: как вы формируете свои дни, что едите, качества ваших отношений.

«Шива говорил о 8 400 000 асанах и только он знал их. Из них были выбраны 84 асаны. Из всех их я сейчас опишу 4 наиболее важных – это сиддха, падма, симха, бхадра. Из них самая удобная и самая лучшая — сиддхасана».
* Хатха-йога-прадипика.