Русский народный танец в СССР — это фальшивка

Русский народный танец — это фальшивка, которой подменили стихию народной пляски. С 1930-х годов под видом борьбы с «кулацким искусством» уничтожали русское народное творчество, в частности русский пляс превратили в «народный балет».

Русский танец: солдаты пляшут (1912 и 1955 гг).
Сравнение: пляс русских солдат Российской империи (стихия, кураж, для боя) и танец советских солдат в фильме «Максим Перепелица» (пляс уже превратили в балет).

Русский танец в СССР — «балет»

Как уничтожали русский народный пляс.
В начале 1930-х годов, с подачи советского руководства, в прессе была инициирована широкая дискуссия о том, нужно ли советскому народу старое крестьянское искусство. Под лозунгом «воспитания трудящихся масс» происходило уничтожение русской народной бытовой обрядности, традиционного народного творчества.

23 апреля 1932 года было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Теперь право работать с «народными исполнителями» было только у «квалифицированных специалистов», в качестве которых стали считать людей, получивших образование в академической балетной школе как артисты балета; они не изучали народный пляс, считали его «не современным».

В 1935 году на Международном фестивале народного танца в Лондоне, советские танцоры рассказывали:

«Руководители натаскивают учеников, преподнося им вместо русской пляски какую-то чудовищную окрошку из самых необыкновенных движений и па. Основа подлинной русской пляски отошла на второй и третий план, уступив место пресловутой „чечётке“, дешёвому трюкачеству или сусально-балетному стилю „рус“… Мы подлинную стихию народного танца подменяем оскорбительной фальшью, насыщаем балетным сахарином». [Богданов Г.Ф.]

На государственном уровне начали создаваться профессиональные образцово-показательные коллективы «народного» танца под руководством «квалифицированных балетмейстеров». Начинает функционировать единая, широко разветвлённая сеть «научно-методического руководства самодеятельностью». В стране складывалась парадоксальная ситуация. То, что в СМИ называлось «народным творчеством» (танцевальная самодеятельность), не было таковым. Самодеятельность либо копировала постановки профессиональных ансамблей, либо черпала из них материал для собственных выступлений. Профессиональные же коллективы в своём творчестве опирались на репертуар танцевальной самодеятельности, считая его «творчеством народа».

И по сегодняшний день в России ощущается острый недостаток хореографов, владеющих знаниями в области народной культуры, в частности, танцевального фольклора. «Их, попросту говоря, не готовит ни одно учебное заведение Российской Федерации. Более того, такой профессии, как хореограф-фольклорист нет даже в классификаторе профессий, утверждённых на государственном уровне». [* Богданов Г.Ф. Сказ о русском традиционном хореографическом фольклоре.]
* Википедия: Русский народный танец [ссылка].

Русский народный пляс

В СССР русский народный пляс превратили в «народный балет». Сохранить внутри народа традиционный пляс на должном уровне также оказалось сложно, поскольку во Второй мировой войне плясунов повыбило, а после распада СССР, этнографическим экспедициям стала очевидна другая проблема – остались лишь пожилые плясуны, они уже физически не могли исполнить сложные элементы мужского пляса. Тем не менее, всё возвращается на круги своя, русский народный пляс начинает восстанавливаться.