ФИЗРАЗВИТИЕ

Факторы, способствующие йоге

«Намерение, упорство, способность различения, непоколебимая вера, безстрашие и избегание компаний обычных людей — вот шесть (причин), которые принесут успех в йоге».
* Хатха-йога-прадипика, I:16 (а).
Рис. Йога цветы

Принесут успех в йоге

1. Намерение – чтобы преуспеть в йоге, абсолютно необходимо намерение или, иначе говоря, «вдохновляющее отношение». Постоянное вдохновение и наличие идеала достижения совершенства генерируют энергию и помогают поддерживать регулярность практики. Каждый день должен казаться первым днём практики, тогда садхана будет давать вам новые силы и бодрость духа. Это естественным образом порождает упорство и настойчивость.

2. Упорство — независимо оттого, что происходит во внешнем мире (дождь, град, жара), огорчены ли вы материальными потерями или обрадованы ценным приобретением, есть в вашей садхане видимые успехи или нет — ваша садхана должна выполняться регулярно, прикладывая все возможные усилия. Даже если вы практикуете уже 15 лет, вы должны продолжать, пока не достигнете конечной цели. На это может потребоваться дополнительно всего один месяц практики, но может уйти и вся жизнь. Каждый эволюционирует со своей скоростью, так что безполезно сравнивать себя с другими. Независимо от обстоятельств ваше настроение должно быть неизменно оптимистичным.

3. Способность различения — умение разбираться в жизненных явлениях необходимо для успеха в йоге. Всё, что вы делаете, каждый аспект вашей жизни: диета, одежда, компания, материальные потребности, беседы и т.п. — должен способствовать вашей садхане. Если что-то может оказаться вредным для неё, вы должны выбросить это из своей жизни.

4. Непоколебимая вера – вера в гуру и в предельную истину или реальность, является наиболее важным инструментом для садхаки. Если вы сомневаетесь в своём гуру, как вы можете преуспеть в том, чему он учит вас? Абсолютная вера гуру и в свои действия — вот единственный ключ, которым можно отпереть дверь к высшему переживанию.

Есть притча, которая иллюстрирует это положение. На маленьком острове жил отшельник. Он был полностью поглощён идеей достижения божественного сознания и ежедневно практиковал Ишвара-пуджу согласно указаниям своего гуру. Однажды на остров приплыл на лодке очень набожный и религиозный человек. Когда он увидел отшельника, практикующего свою пуджу, то пришел в ужас. Отшельник делал её совершенно неправильно. Его преданность гуру достигала предельных высот, но его ритуал был поставлен с ног на голову. Религиозный человек проинструктировал отшельника, как правильно практиковать, и тот был искренне благодарен ему. Религиозный человек отплыл от острова, чувствуя, что сделал доброе дело, но когда он отплыл на несколько сотен метров от берега, то увидел фигуру человека, бегущего к нему над водой. Это был отшельник, и он был очень взволнован. Он сказал встревоженным голосом: «Я в замешательстве. Я не запомнил, как мне делать эту практику — так или эдак». Ошеломлённый религиозный человек смотрел на стоящего на воде отшельника, а затем, придя в себя, уверил того, что как бы он ни практиковал, всё будет правильным. Отшельник успокоился и пошёл по воде обратно на свой остров. Мораль: даже если на вашей стороне только вера в гуру и в свою конечную цель, вы наверняка преуспеете.

5. Безстрашие — встретиться лицом к лицу с внутренними видениями и реализациями, когда они появятся. Безстрашие, упорство и вера идут рука об руку. И не только перед лицом внутренних испытаний, но и перед внешними трудностями.

6. Избегание компаний обычных людей — во время садханы вы можете понять безполезность общения с людьми, имеющими более низкие устремления. На этой стадии чем меньше вы будете общаться с другими людьми, тем в большей степени будет расти ваше внутреннее знание. На некоторый период времени полезно также оставаться вдали от общества. Конечно, вы не должны смотреть на обыкновенного человека как на нечто низшее, но пока у вас не разовьётся физическая, ментальная, эмоциональная и психическая сопротивляемость, лучше держаться в стороне от отрицательных влияний.

Продолжение: Яма и нияма (I:16 — б, в).