Русский мужской пляс

Русский мужской пляс предназначен для развития силы и ловкости, и для демонстрации силы и ловкости. Представляет собой набор элементов и ритм от 1 до 4, которые человек сочетает в пляске на основе любых своих душевных, ментальных порывов или ситуаций, в которых вынуждает что-то из внешнего мира. То есть русский пляс — это импровизация, элементы сочетаются спонтанно, здесь нет сценария, который пытались внедрить советские культпросветчики, убивая инициативу и плясовой азарт.

Русский пляс: солдаты пляшут, 1916 год.
Русский пляс: солдаты пляшут, 1916 год.

Русский пляс — это ОФП с элементами боевой подготовки.

Русский пляс: основы

1. Нет слабых движений. В мужской пляске нет слабых позиций или движений. Поэтому, когда ребята выходят и начинают двигаться как аморфные, с поникшей головой — это не русская пляска. На пляску выходят как на драку, каждый шаг — это удар, он должен быть сильным, чтоб под ногами пол трещал.

2. Стойка. Стоять почти прямо, грудь раскрыта, ноги и руки слегка согнуты. То есть открытая позиция человека, который готов к бою без оборонительных позиций (не должно быть прямых ног, как в балете — будет травма). Руки либо вдоль тела, либо находятся в какой-то из позиций, их можно представить как жёсткие арматуры, они могут и гнуться, но в них должна быть сила. Если почувствовали силу в руках, значит вы пляшете.

3. Кураж. Основа пляски – состояние (сильного и лихого мужа), почувствуйте себя перед пляской, что вы вышли и готовы порвать человека хоть пред пляской, хоть перед боем. То есть пляска начинается не с шагов, не с позиции рук и всего остального, она начинается с настроения, пляска — это кураж. Без настроения, без характера плясать невозможно.

Перепляс — это соревнование, когда пляшут попеременно: первый показывает комбинацию движений, следующие повторяют и усложняют. Или музыкант задаёт ритм и надо повторить музыку движениями.

Ломание – это подготовка мышления к сражению, ломают ритм музыки, то есть пляшут не в лад и не в такт. Освоив эту технику (ломание) меняется восприятие, начинают во время пляса (боя) видеть происходящее как бы со стороны. Новичкам делать так не надо, только понять, что ломание, это не кривлянье, которое сегодня можно видеть у некоторых плясунов.

Направления и ритм пляски

Русская пляска — это очень упорядоченная система.

8 направлений и 3 уровня.
По горизонтали 8 направлений: вперёд-назад, влево-вправо, диагонали.
По вертикали 3 уровня: серёдка (стойка), низ (присядка), верх (прыжок). Сначала осваивают все движения в стойке, затем те же движения повторяют в присядку, и только потом в прыжке.

Ритм пляски 1,2,3,4.
Единица — един максимально сильный удар, вложиться всем весом (нокаут должен быть).
Двойка — два сильных удара подряд (тоже нокаут).
Тройка — три быстрых удара подряд.
Четвёрка – четыре быстрых удара подряд, их надо выполнить максимально быстро.

Чем выше ритм, тем «удары» (шаги, хлопушки, трюки) более быстрые.

Пружинка

Пружинка – это фон для пляски, одна из основ, то что отличает пляс от обычной ходьбы. Просто добавьте в ходьбу пружинку, и у вас получится простейший вариант пляски. Пружинка должна стать естественным состоянием тела в пляске.

Ритм пружинки всегда двойка. То есть, пляс отличается от ходьбы тем, что за один шаг ваш вес падает вниз не один раз, как при ходьбе, а два раза.

Алгоритм обучения пружинке:
1. Подняться на носки и опуститься, ритм 1 шаг.
2. Ускориться, два раза подняться на носки за 1 шаг (двойка).
3. Теперь не отрывая пяток от пола, повторить двойку за счёт упругости коленей.
4. Сохраняя подловленную пружинистую динамику, начинаем плясать что угодно, или просто ходить.

Колени в пляске полностью не распрямляются никогда. Не обращайте внимания на профессиональные ансамбли «русского народного танца» — это подделка, «народный балет», который придумали в СССР. Прямые ноги и прочая балетная «красота» — в бою это будет травма, и в полную силу так не ударить.

Шаги

В основе русской пляски для ног лежит всего 4 шага (ритм двойка), и они исчерпывают все возможности, то есть распределение веса: на двух ногах, на одной ноге, с переносом- и без переноса веса тела. Но это не означает, что вся пляска на двойках только из четырёх шагов состоит, дальше включаются факторы разнообразия, допустим, каждый из шагов можно танцевать не прямо, а в крест. И таких факторов разнообразия много, шаги разрастаются в огромные ветви — древо пляски.

Шаги в русской пляске (К. Иванин).
Шаги в русской пляске — показывает Константин Иванин.

4 базовых шага (двойки):

  1. Шаг с переносом веса тела — ударить правой ногой, перенеся на неё вес тела, затем ударить левой ногой также всем весом.
  2. Шаг без переноса веса тела — ударить правой ногой, перенеся на неё вес тела, и затем ударить пяткой или носком левой ноги без переноса веса.
  3. Двойка одной ногой — ударить ногой, и сделав небольшой подскок на этой ноге, ударить ещё раз.
  4. Двойка двумя ногами — удар двумя ногами одновременно, подскок и такой же удар.

Критерием того, что вы освоили шаг, то есть делаете его умеючи (автоматически), является то, что во время шага вы можете делать какое-то другое сложное действие: петь, хлопушки, драться и т.д.

Шаг должен быть сильным, чтобы пол гнулся, то есть в шаг вкладывается сила и мощь, и предназначен шаг для развития силы и мощи, которая потом используется в бою для удара (в ногу или корпус противника). Мужской пляс — это база для рукопашного боя.

Все шаги выполняются на 4 ритма, к примеру, шаг с переносом веса тела: единица – сильный удар одной ногой всем весом, двойка – два сильных удара с перенос веса с одной ноги на другую, тройка и четвёрка — аналогично, 3 и 4 быстрых шага с переносом веса. Собственно это уже пляс, шаги можно чередовать как угодно, пляс — это импровизация.

Хлопушки

Ритм хлопушек: 0, 1, 2, 3, 4. То есть сколько хлопушек совершается за один плясовой шаг (полтакта в музыке): 0 – нет хлопушки, 1 — один удар, 2 – два удара, 3 – три удара, 4 — четыре удара за один шаг.

Уровни хлопушек. По вертикали 3 уровня: верх, середина, низ. По горизонтали 8 направлений: вперёд-назад, влево-вправо, диагонали. К примеру, самая простая хлопушка – хлопок в ладоши; можно сделать перед собой, выше головы, у коленей, за головой, сбоку…

Три ипостаси рук во время хлопушек: рычаг, тяга (толкатель), плеть. Это важно, это один из существенных факторов многообразия. И эти ипостаси на ногах тоже, для шагов и проходов.
1. Рычаг — рубящий удар. Прихлопывающий или скользящий (шаркнуть ладонями).
2. Тяга или толкатель — воздействие идёт вдоль руки, как обычный удар, втыкание.
3. Плеть — рука работает не жёстким рычагом, а как плётка, волнообразное движение.

Важно:

  • Не прижимать руки к себе, хлопки в ладоши выполняют на вытянутых полусогнутых руках.
  • Не жалейте себя, хлопушками надо бить.
  • Хлопушки обязательно должны быть привязаны к ногам, то есть сначала освойте хотя бы простой шаг до автоматизма, затем к нему добавляйте хлопушки.

Комбинации хлопушек. Могут быть различные сочетания. Допустим, 4 точки: две — плечи, и две — ноги. Можно одновременно выполнить хлопушки левой рукой по левым двум точкам, правой рукой — по правым. Можно поочерёдно: левой – левое плечо, правой — правое плечо, левой – левое бедро, правой – правое бедро. Можно крест-накрест. Можно двумя руками в каждую точку поочерёдно, к примеру: двойка в правое плечо, двойка в левое, двойка в левое бедро, двойка в правое. Можно в одну точку 4 хлопушки выполнить. Комбинировать: по одной точке тройка, затем по другой точке единица. И это только на четырёх точках возможные варианты = 256 (4 в четвёртой степени комбинаций) за один шаг. То есть, вариантов множество. В простой пляске хлопушки бьют просто по настроению, как Душа пожелает, либо куда вынуждает ситуация.

Русский мужской пляс или казачий пляс исполняют в стойке смирно. Все качанья, кривлянья, на мой взгляд, это пляски низшей касты, они пришли из потешников, а не из крестьян, бойцов и ремесленников.

Присядка

Присядка – пятки почти вместе, носки врозь, опора на носки, не должно быть касания пола пятками. И такое же положение в воздухе (прыжок): пятки вместе, колени и носки врозь. Поэтому лучше говорить, не «присядка и прыжок», а присядка на полу и присядка в воздухе (или верхняя присядка), чтобы не было в мозгах ассоциации, что это какие-то разные вещи. По сути все три уровня (стойка, присядка, прыжок) не отличаются друг от друга. То есть, если есть какой-то шаг в стойке, то он есть и в присядке на полу и в присядке в воздухе.

Присядка (К. Иванин).
Присядка.

Ритм присядки 1-1 (раз–раз), то есть нельзя задерживаться в положении сидя, присядка как пружина, согнули колени и сразу выпрямили. Это принципиально важно! Это самое главное в присядке. Если вы сели и встаёте медленно – это не правильно. Присядка должна быть как пружинка.

Как освоить присядку? Два простых упражнения: 1) Сесть-встать, как пружина; то есть с небольшим подскоком «упасть» вниз на носки, и тут же выпрямить ноги. 2) В положении сидя с опорой на носки, прыгать как мячик, не выпрямляя колени (пружинка в присядку).

Безопасность – не увлекайтесь присядкой пока ноги слабые, иначе будут проблемы с коленями. Сначала хорошо освойте шаги.

Уловки (трюки)

Трюковые элементы русского мужского пляса (акробатика в русской пляске):

  • Колесо — переворот через голову.
  • Перескок — колесо по горизонтали.
  • Подмах ногой — присядочное движение: удар ногой с опорой на руку и другую ногу. Допустим, в присядке опереться на левую ладонь и выставить вперёд левую ногу, правой ногой произвести резкий мах влево с переворотом.
  • Брык — удар ногами с опорой на руку.
  • Фляк — переворот назад.
  • Бег с опорой на руки — спиной вниз, опора на руки и ноги. Попеременно выбрасывать вверх разноимённые руки и ноги. Как и в любом другом плясовом элементе, здесь есть разные варианты.
  • Склёпка — из положения стоя, наклон вперёд с опорой на руки и выбросить ноги вверх.
Трюки (акробатика) в русской пляске (К. Иванин).
Трюки (акробатика): бег с опорой на руки, склёпка, брык.

Безопасность. Чтобы эти лёгкие движения научиться делать, надо сначала укрепить свой организм, иначе можно травмироваться.

Все элементы учиться делать одинаково в разные стороны, чтобы равномерно развивались мышцы. Любой элемент обязательно надо вписывать в ритм музыки, выполняя с разной скоростью и амплитудой.

* Русская традиционная пляска, Константин Иванин (youtube.com).