Физическая культура

Физическая культура (греч. φύσις — «природа» и лат. cultura — «воспитание») – это часть культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств человека, совершенствование его двигательной активности и социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития, формирования здорового образа жизни, и сохранение отличного физического состояния на долгие годы.

Физическая культура: Юрий Гагарин с гантелями на балконе занимается физкультурой.
Гагарин Ю.А. с гантелями, физическая культура.

Физическая культура (физкультура) вобрала в себя многовековой опыт подготовки человека к жизни, и представляет собой совокупность ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для гармоничного развития физических, психических и нравственных качеств человека. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в человека природой психофизические способности.

Термин «физическая культура»

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но на Западе широкого распространения не получил и вскоре был заменён термином СПОРТ (sport), происходит от disport – игра, развлечение.

В России «физическая культура» появилась в начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт Институт физической культуры, выходил журнал «Физическая культура». Но после распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением Восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы.

Некоторые деятели предлагают заменить «физическую культуру» понятием «спорт», идёт пропаганда спорта. Более грамотные считают, что физическая культура, это шаг вперёд по сравнению с западной спортивной наукой. Физкультура — это цель, а спорт – средство её достижения (игры, соревнования).

Средства физической культуры

  • Физические упражнения, игры, активный отдых;
  • Силы природы (солнце, воздух и вода);
  • Трудовая деятельность;
  • Режим питания;
  • Распорядок дня;
  • Гигиена;
  • Сон;
  • Массаж.

Наибольший оздоровительный и развивающий эффект, средства физической культуры обеспечат при их комплексном взаимодействии.

Физическая культура и спорт — отличие

Спорт (англ. sport, происходит от desport – «игра, развлечение») – это физическая активность (разминки, тренировки) совершаемая с целью соревнования. Спорт — это мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, зрелище. В спорте ярко проявляется стремление к победе, достижению максимальных результатов, улучшению абсолютных рекордов.

Физическая культура — это физическая активность (разминки, тренировки) совершаемая с целью укрепления здоровья и развития физических качеств; игры и соревнования — не цель, а средства. Физкультура позволяет раскрыть природный потенциал человека, достигать максимальных результатов, проводятся соревнования, устанавливаются личные и всеобщие рекорды. Ошибочно считать, что физкультура, это любительский уровень, никто вас не ограничивает, тренируйтесь и устанавливайте рекорды. Но главная цель — здоровье и физическая активность до глубокой старости.

То есть, обе науки созданы для развития физических качеств и укрепления здоровья (без которого достижения невозможны), используют одни и те же физические упражнения, вопрос только — с какой целью? Чтобы лучше понять отличие физкультуры и спорта, надо говорить по-русски: спорт – это развлечение, игра; его цель – зрелище (в том числе за счёт здоровья и бескультурья). Конечно правы те, кто говорят: физическая культура – это шаг вперёд, по сравнению со спортивной наукой.

Есть спорт высоких достижений (профессиональный) и любительский спорт. Чем физкультура хуже непонятно, ведь есть разные виды физической культуры, в том числе соревновательная.

Виды физической культуры

1. Базовая физическая культура (образовательная) — формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, плавание, преодоление препятствий, метание), развитие ОФП. Данный вид физической культуры включён в систему образования и воспитания: детский сад, школа, вуз.

2. Соревновательная физическая культура (спорт) — это достижение высоких результатов, соревновательная деятельность и подготовка к ней. Различают массовый или любительский уровень (любительский спорт) и профессиональный (спорт высших достижений), установление всеобщих рекордов.

3. Профессионально-прикладная физическая культура — создаёт предпосылки для успешного овладения той или иной профессией, и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

4. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — физические упражнения используются в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма после травм или других причин. Её разновидностью является лечебная физическая культура (ЛФК), которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения).

5. Фоновая физическая культура — оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Её следует рассматривать как, компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими видами физической культуры и прежде всего с базовой.

Фоновая физкультура делится на два вида:
5.1. Гигиеническая физкультура — это различные формы физической активности, включённая в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками).
5.2. Рекреативная физкультура — средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

Показатели физической культуры в обществе:
• уровень физического развития и здоровья нации;
• степень использования физической культуры в сферах образования, быту и на производстве.

Похожие: Зачем нужна физкультура (ФиЗ, 1987)