Зачем нужна физкультура (ФиЗ, 1987)

Зачем нужна физкультура – статья из журнал «Физкультура и здоровье»: средство борьбы с болезнями, физическое долголетие, правильное формирование и развитие ребёнка.

Зачем нужна физкультура, Физкультура и здоровье (1987-1).
Зачем нужна физкультура. Журнал «Физкультура и здоровье», 1987 год. Выпуск первый.

В повседневной жизни мы постоянно активно или пассивно соприкасаемся с физической культурой и спортом: читаем в газетах и книгах, смотрим по телевизору, наконец, занимаемся сами. Да, общество уделяет много времени и материальных средств физической культуре и спорту. Зачем это делается?

Зачем нужна физкультура

Благодаря социальным завоеваниям и достижениям медицины были побеждены многие распространённые ещё недавно болезни (инфекционные и другие). Человек убедился, что можно значительно дольше жить и гораздо меньше болеть, и решил, что находится на верном пути: социальный прогресс и медицина решат за него все проблемы. Но он ошибался, и ошибался жестоко. С 70-х годов нашего столетия средняя продолжительность жизни не только перестала увеличиваться, но и стала снижаться; заболеваемость же возросла. Что произошло?

Из безоблачной голубой дали появились новые, «незнакомые» болезни – атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца, которых, борясь с чумой и туберкулёзом, человек почти не замечал. Технический прогресс вызвал и возникновение новых факторов вредного воздействия на человека. Эти факторы хорошо известны: нервные перегрузки, загрязнение окружающей среды, неправильное питание, малая подвижность, алкоголизм, курение и другие. Кроме того, в ряде развитых стран около четверти всех заболеваний вызвано неправильным приёмом медикаментов. В связи с увеличением средней продолжительности жизни выступили на первый план болезни старения.

Узнав главных своих врагов, мы поняли, что надо совершенствовать условия труда и быта, развивать медицину, охранять окружающую среду, рационально питаться. Существует всего одно универсальное средство борьбы с болезнями – физическая культура. Так, физическая нагрузка нормализует эмоциональный тонус, повышает расход энергии, компенсируя избыток питания, улучшает обмен холестерина, снижая, таким образом, риск заболевания атеросклерозом, а с ним гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Другие средства борьбы с неблагоприятными факторами тоже нельзя сбрасывать со счетов, и всё же их эффективность без использования физических упражнений подобна ношению воды решетом. Кроме оздоровительного, физические упражнения дают тренирующий эффект (повышается умственная и физическая работоспособность), а также формируют и совершенствуют физические качества и жизненно важные умения и навыки (силу, ловкость, гибкость, быстроту, плавание и ходьбу на лыжах). Всё это – здоровье, выносливость и двигательные умения – в большой мере обеспечивают потребности общества (необходимую трудоспособность населения, готовность юношей к службе в армии) и к тому же позволяют получать удовольствие от всех проявлений нашей быстротекущей жизни – работы, отдыха, сна, самого движения.

Что общего между школьником, чемпионом мира и пожилым любителем трусцы?

«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», добавим – и не должно. Существуют: спорт высших достижений, массовая физкультура и лечебная физкультура. Цель первого – достижение высших спортивных результатов и победа в крупнейших соревнованиях; второй – оздоровление и физическое совершенствование населения; третий – лечение людей с различными заболеваниями. Понятия эти совершенно различны. Смешение их часто приводит к ошибкам в понимании воздействия различных физических нагрузок на организм. Спорт высших достижений связан с развитием максимальной работоспособности – основной функцией жизнеобеспечения человека. Тщательные наблюдения над спортсменами свидетельствуют, что при соблюдении всех необходимых правил современная спортивная тренировка здоровью не вредит. Исследования показывают, что олимпийские чемпионы даже в сравнении со своими товарищами по олимпийской команде гораздо реже имеют отклонения в состоянии здоровья.

Массовый спорт и физкультура оружие также обоюдоострое. Несоблюдение ряда обязательных условий при занятиях физической культурой либо не даёт эффекта (например, при выполнении упражнений недостаточной интенсивности) и тогда все затраты и усилия идут впустую, либо (при передозировке нагрузок), наоборот, ведёт к нарушениям в организме. Напомним, кстати, некоторые основные показатели и принципы занятий физкультурой: частота – 2-3 раза в неделю; продолжительность – 45-60 минут; достаточно высокая интенсивность упражнений.

Если эти условия выполняются, оздоровительный эффект – налицо, а неблагоприятных отклонений нет. Таково качественное отличие физкультуры от спорта. Но существует и количественное различие: спорт высших достижений – это тысячи занимающихся, массовый спорт – это многие десятки миллионов. Однако посредством как спорта, так и массовой физкультуры при соблюдении определённых правил достигается оздоровительный эффект.

Вынашивать и рожать детей легче, будучи здоровой и сильной – и здесь сказывается оздоровительное влияние и большого спорта, и массовой физкультуры. Можно назвать сотни выдающихся спортсменок, таких как Турищева, Корбут, Роднина, Дмитриева, родивших здоровых, очаровательных детей.

Существует и другой, не менее важный аспект: здоровые родители, как правило, имеют здоровое потомство.
Это одна из основ и генетики и селекции. Те, кто занимается физкультурой, как показывают социологические исследования, реже подвержены влиянию вредных привычек, а потому имеют детей с неотягощённой наследственностью.

Длительные наблюдения над спортсменами и физкультурниками показывают, что хотя общее состояние здоровья у них значительно лучше, продолжительность жизни не превышает данного показателя обычных людей. Дело, однако, не в том, что прожить очень долго, а в том, чтобы прожить активно, интересно, с пользой для общества. 25-летние наблюдения над занимающимися в группах здоровья Центрального стадиона им. В.И. Ленина в Москве показывают, что по двигательной активности, функциональным возможностям, склонности к заболеваниям, возрастным изменениям в организме многие из них на 10 лет и более «моложе» своих сверстников.

Те, кто занимался в молодости спортом, скажем плаванием, знают, что невозможно или бесконечно трудно, даже регулярно занимаясь физкультурой, проплыть 100 м со временем 1-2-го разряда, если уже исполнилось 30-40 лет. Поэтому невозможно вообразить, как 50-летний Гордии Хоу играл в национальной сборной, выступал в одной тройке со своими сыновьями, или как Виктор Санеев выиграл три Олимпиады, а на четвёртой завоевал серебряную медаль. Вот оно долголетие физическое! Так что цель не только и не столько в том, чтобы прожить долго, она в том, чтобы до последних дней жить с пользой и удовольствием. Не быть в тягость ни себе, ни близким, ни государству. И путь к этому только один: двигательная активность – спорт и физическая культура.

Время идёт, и спортсмен уходит из спорта. Лишь незначительная часть выдающихся атлетов становится тренерами. Где же находят себе место остальные? Они становятся хорошими специалистами самых различных профилей. Среди самых выдающихся в недавнем прошлом спортсменов есть академики и профессора, ректоры крупнейших институтов, известные юристы и врачи, видные общественные деятели. И среди рядовых представителей массовых разрядов их не счесть. Как же это можно объяснить? Эта современная тенденция имеет свои предпосылки. Тот, кому знакомо ощущение победы – любой победы, кто затратил немало труда для её достижения, знает, как идти к цели. На примере спорта он обучен преодолению трудностей, у него выработался характер, характер победителя, и закончив заниматься спортом, он имеет гораздо больше шансов добиться успеха в другой области, к тому же он здоров и обладает высокой работоспособностью. Но и это не всё. Человек всегда стремился быть красивым. Для этого одни носят серьги в ушах и элегантную одежду. Но более всего человек стремится к красоте тела. Редакционная почта любого популярного журнала убеждает, что интерес к красоте тела в наше время не становится меньше, и многие читатели желают улучшить свой внешний вид с помощью физических упражнений. Стремление быть красивым, ловким, атлетически сложенным – один из важнейших стимулов приобщения к массовой физической культуре.

Гиревик, 1987.

Почти все родители, имеющие 4-5-летнее чадо, одержимы навязчивой идеей: куда его «отдать». И «отдают» — в музыкальную школу, в языковую группу и, конечно, в различные секции. Это процесс социальный – мы стали культурнее, появилось большое количество музыкальных школ, стадионов и бассейнов, больше педагогов. Мы не решаемся теперь учить собственных детей музыке, спорту или рисованию, потому что сегодня для этого необходим специалист высокой квалификации и ещё потому, что у нас на это не хватает времени. Сейчас гораздо эффективнее раннее начало обучения, поскольку именно в детстве ребёнок с присущей ему высокой чувствительностью наиболее восприимчив. Поэтому вряд ли только тщеславие движет родителями, которые утром и вечером, в солнце и дождь ведут своих малолетних детей на спортивные занятия.

Процесс психического развития ребёнка направлен на воспитание умения действовать самостоятельно на основе сознательно поставленной цели. Вот почему именно в раннем детстве так важно организовать его деятельность. Для этого он должен попасть на стадион и спортплощадку.

Дело, однако, не только в месте и времени для занятий. В детских спортшколах и секциях работают специалисты, которые и обучают движениям, и воспитывают, используя для этого самые современные методы, способы и средства.

Занятия детей на стадионе, в зале, бассейне соответствуют по форме и содержанию их возрасту. Например, в старшем дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, на её основе и строятся занятия с детьми. Не менее важно и то, что ребёнок, придя в секцию, попадает в организованный коллектив, т.е. в те условия, в которых будет проходить в дальнейшем вся его жизнь.

Кроме того, занятия физкультурой и спортом являются целенаправленной деятельностью, той самой, которая необходима для правильного формирования и развития ребёнка. Прибавим к этому физическое и нравственное воспитание. В секции он познаёт вкус личной и коллективной победы, победы прежде всего над собой, узнаёт цену труда, который за ней стоит, — они и формируют его характер. Поэтому даже если мать приведёт малыша на стадион, движимая честолюбием, главное всё же в том, что она его приведёт. Ему очень далеко ещё до олимпийского чемпиона, из него вообще может не получиться чемпион, но процесс обучения ребёнка, формирования его личности уже начался. В процессе спортивных занятий дети приобретут ещё и многие жизненно важные навыки: научатся плавать, бегать, ходить на лыжах, ездить верхом, стрелять. При бесцельной «неорганизованной» деятельности, пусть даже и доставляющей удовольствие, дети научиться этому не в состоянии, поскольку, как показывают научные данные, без обучения ребёнок не способен освоить даже прямохождение и человеческую речь.

За тридцать лет работы в спорте я не встречал взрослого, который бы упрекнул своих родителей за то, что они приобщили его в детстве к спорту, но видел сотни, пожалуй, даже тысячи людей, глубоко сожалеющих о том, что они в своё время не получили должной спортивной закалки.

Заключение

Итак, если вам всё ясно, то почему же так мало взрослых и детей занимаются физической культурой и спортом? Тому много хорошо известных причин: занятость, недостаток инвентаря, застенчивость и т.д. И всё же главная причина – мы сами. Войдите в любой магазин спорттоваров, и как правило, увидите в свободной продаже пусть не пластиковые, но – лыжи, пусть не адидасовские, но – тапочки и костюмы. Если получше оглядеться, то окажется, что возле дома или неподалёку – сквер, а то и стадион. Но мы остаёмся самими собой и не можем преодолеть инерцию.

Так не пора ли перестать прислушиваться к досужим измышлениям о том, что физкультура и спорт бесполезны или не нужны вам. Это ведь относительно: человек, сломавший руку, не станет отказываться от лечебной физкультуры, хотя выполнять простейшие движения ему больно и трудно до слёз. Мы многое в жизни планируем – и дома, и на работе. Планируем чтение, театр, кино, свой отдых, даже походы в баню. Настало время отвести в этих планах должное место физической культуре для нас самих и для наших детей.

* В.В. Матов, доктор медицинских наук. Зачем нужна физкультура / Журнал «Физкультура и здоровье», 1987-1

Похожие: 10 причин заниматься физкультурой